Наталья Сатаева ,музыкальный руководитель МАДОУ Детский сад № 415
Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 14707.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Наталья Сатаева (УИ №788287, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. |
Рабочая программа музыкального руководителя на 2016-2017 год.(возраст 3-4 года)Пояснительная записка 1.Актуальность: В настоящее время значимость разработки рабочей программы вызвана необходимостью удовлетворить законодательные требования, предъявляемые к педагогам образовательных организаций (в соответствии с нормой закона «Об образовании в РФ», ст.48 п.1 «Обязанности и ответственность педагогических работников» - педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с утвержденной рабочей программой «) Также в связи с возрастающими требованиями ФГОСДО к качеству дошкольного образования огромное значение приобретает личность педагога и его компетенции. В зависимости от того, насколько грамотно он сможет проанализировать, спрогнозировать, спроектировать, организовать образовательный процесс, зависит и конечный результат всей образовательной работы. Рабочая программа призвана стать инструментом совершенствования качества образования, и должна учитывать потребности социальных заказчиков на образовательные услуги, способствовать достижению социально-значимых результатов образования воспитанников, стимулировать т профессиональное развитие самого педагога. 2.Принципы формирования Программы: 2.1.ФГОС ДО: -Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего, дошкольного), обогащение ( амплификация) детского развития; -Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее индивидуализация дошкольного образования); -Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. -Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; -Сотрудничество Организации с семьей; -Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; -Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; -Возрастная адекватность дошкольного образования; -Учет этнокультурной ситуации развития детей. 2.2. Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. 2.3. Принцип научной обоснованности и практической применимости. 2.4.Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста. 2.5.Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса. 2.6.Принцип развития ребёнка с учетом возрастных закономерностей его психического развития на каждом возрастном этапе. 2.7.Принцип реализации качественного, возрастного, культурно-исторического, личностного и деятельностного подходов. 2.8.Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания. 2.9.Принцип интеграции развития музыкальности ребёнка с другими видами художественно-эстетической деятельности . 3.Цели и задачи реализации программы Цель: Способствовать целостному развитию личности ребенка и его творческого потенциала ,приобщая его к музыкальной деятельности и создавая условия для его психического и физического здоровья. Задачи: 1.Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. 2.Приобщать их к основам музыкального искусства; 3.Формировать основы музыкальной культуры, знакомить с элементарными музыкальными понятиями, жанрами 4.Развивать музыкальные способности, поэтический и музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память. формирование песенного, музыкального вкуса. 5.Воспитывать интерес к музыкально-художественной деятельности, совершенствовать умения в этом виде деятельности. 6.Развивать детское музыкально-художественное творчество, 7.Создавать условия для реализации самостоятельной творческой деятельности детей и удовлетворения их потребности в самовыражении. 3.1.Раздел «Слушание»: 1.Знакомить с музыкальными произведениями, способствовать их запоминанию, накоплению музыкальных впечатлений; 2. Развивать способности эмоционально воспринимать музыку 3.Развивать музыкальные способности и навыки культурного слушания музыки; 4.Развивать способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; 5.Формировать музыкальный вкус 3.2.Раздел «Пение»: 1.Формировать у детей певческие умения и навыки; 2.Обучать детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента; 3.Развивать музыкальный слух, т. е. умение различать интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок; 4.Развивать певческий голос, укреплять и расширять его диапазон. 3.3.Раздел «Музыкально-ритмические движения»: 1.Развивать музыкальное восприятие, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений . 2.Обучать детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развивать пространственные и временные ориентировки. 3.Обучать детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения; развивать художественно-творческие способности. 3.4.Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах»: 1. Знакомить детей с детскими музыкальными инструментами и обучать способам звукоизвлечения на них. 2. Совершенствовать эстетическое восприятие ребенка; 3.Развивать волевые качества: выдержку, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, сосредоточенность, памяти, фантазию, творческие способности, музыкальный вкус; 3.5.Раздел «Творчество»: песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация на детских музыкальных инструментах: 1.Способствовать активизации фантазии ребёнка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла; 2.Развивать способность творческого воображения при восприятии музыки; 3.Развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах. 4.Основные подходы к формированию Программы: -Программа сформирована на основе ООП ДО с интеграцией примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и парциальной программы музыкального образования детей дошкольного возраста «Камертон» (автор – Э.П. Костина); -Программа направлена на реализацию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздела «Музыкальная деятельность» ООП ДО и создание условий для развития ребёнка, способствующих его позитивной социализации, личностного развития, формирования инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками . -Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. -Программа определяет комплекс основных характеристик музыкального образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). -Программа определяет содержание и организацию музыкальной образовательной деятельности детей 3-4 лет. -Материал программы соответствует указанному возрасту ,распределен по видам музыкальной деятельности. -Программа предполагает проведение музыкальных занятий 2 раза в неделю в каждой возрастной дошкольной группе. Исходя из учебного года (с 1 сентября по 31 мая) количество часов, отведённых на музыкальные занятия, будет равняться 72 часам для каждой возрастной группы. -Педагогическая диагностика индивидуального развития детей ( с целью выявления эффективности педагогической деятельности) будет осуществляться на основе диагностики музыкальных способностей по методике Э.П. Костиной в форме наблюдения . 5.Характеристика возрастных особенностей детей 3-4 лет: Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение. В этом проявляется интерес маленького человека к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игрыдетей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение. Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов. Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное, т.е. от манипулирования объектами ребёнок способен перейти к манипулированию представлениями и образами. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). Он познаёт то, что видит перед собой в сию минуту. В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение. Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях. Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания. В данном возрасте сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов - внимания, памяти, мышления, а также потребность в эмоциональном комфорте. Однако ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребёнка в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для исполнения этой роли, поскольку ещё не вполне владеет, с ним речью трудно согласовать намерения и построить план совместной деятельности. 6.Планируемые результаты освоения Программы : Раздел «Слушание музыки»: -Умеет слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении. -Развита способность различать звуки по высоте в пределах октавы – септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо). -Различает звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.). Раздел «Песенное исполнительство»: -Развиты певческие навыки: поет без напряжения в диапазоне ре (ми) – ля (си), в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносит слова, передаёт характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно). Раздел «Песенное творчество»: -Допевает мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и веселых мелодий на слог «ля-ля». Сформированы навыки сочинительства весёлых и грустных мелодий по образцу. Раздел «Музыкально-ритмические движения»: -Двигается в соответствии с двухчастной формой музыки и силой её звучания (громко, тихо); реагирует на начало звучания музыки и её окончание. -Сформированы навыки основных движений (ходьба и бег). Умеет маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку. -Качественно исполняет танцевальные движения: притопывает попеременно двумя ногами и одной ногой. -Развито умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения, с предметами, игрушками и без них. -Развиты навыки выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идёт медведь, крадётся кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зёрнышки цыплята, летают птички и т. д. Развитие танцевально-игрового творчества: -Самостоятельно выполняет танцевальные движения под плясовые мелодии. -Умеет точно выполнять движения, передающие характер изображаемых животных. Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах»: -Знаком с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием. -Умеет подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах. 3раздел.Условия и средства реализации рабочей программы. Информационно-методическое обеспечение программы: Программы: 1. «От рождения до школы» – примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 2014 год 2.Креативная педагогическая технология музыкального образования детей дошкольного возраста ,автор Э.П.Костина. 3.Ритическая мозаика . Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. СПб.: ЛОИРО, 2014. автор А.И.Буренина. 4.Алексеева И., Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» – программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста.СПб.: Композитор, 2003. 5.Алексеева И., Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Младшая группа. Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением. СП-Б 2004 год 6.Боровик Т.А. Звуки, ритмы и слова. Часть 1. Мн.: Книжный дом, 2014г. 7.Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э. «Тутти». Программа музыкального воспитания для детей дошкольного возраста. СПб.: Музыкальная палитра, 2014. 8.Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности детей дошкольного возраста. Москва,2013г 9.Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. 10.Макшанцева Е.Д. Детские забавы Игровые упражнения. Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. М.: Просвещение, 2006. 11. Макшанцева Е.Д. Скворушка. Сборник музыкально-речевых игр для дошкольного возраста, методические рекомендации по их организации и проведению. М.: АРКТИ,1999 год 12.Мерзлякова С.Н. Музыкально-игровой материал для дошкольников. Наш веселый хоровод. Учеб.-метод. пособие для музыкального руководителя и учителя музыки. М.: ВЛАДОС, 2013. 13.Науменко Г.М. Русские народные детские песни и сказки с напевами. 14.Петров В.М., Гришина Г.Н, Короткова Л.Д., Календарные праздники, игры и забавы для детей. М.: СФЕРА, 1998. 15.Радынова О.П. Авторская программа и методические рекомендации Музыкальные шедевры. М.: Издательство «Гном», 2000. 16.Соболева Э.Д. Праздники и развлечения в детском саду. 17.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. Программа «Театр – творчество – дети». Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. М.: 2004. 18.Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. Календарное планирование. Пособие дла воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. М.: АРКТИ, 2007. 19.Тютюнникова Т.Э. Бим-бам-бом! Сто секретов музыки для детей. Вып.1: Игры звуками: учебно-методическое пособие. СПб.: ЛОИРО, 2014. 20.Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа. М.: «Издательство АСТ», 2000. 21.Тютюнникова Т.Э «Учусь творить.Элементарное музицирование.Музыка,речь ,движение» программа для детей дошкольного возраста. Москва 2003 год. Развивающая предметно-пространственная среда : РППС построена на следующих принципах: - насыщенность; - трансформируемость; - полифункциональность; - вариативность; - доступность; - безопасность РППС для реализации музыкальной деятельности в ДОУ организована как в музыкальном зале, так и групповых помещениях. В музыкальном зале РППС оснащена в соответствии с частями раздела «Музыкальная деятельность» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» ООП ДОУ В группе имеется «Музыкальный центр » с соответствующим набором оборудования, позволяющим решать задачи музыкального развития детей 3-4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. РППС музыкального зала Профессиональные музыкальные инструменты : 1.Фортепиано 2.Скрипка 3.Синтезатор Материально-техническое обеспечение программы: 1.Музыкальные центры; 2.Ноутбук; 3.CD диски и аудиоматериал на флеш-памяти ; 4.Телевизор 5.Мультимедийное оборудование 6.Стереоколонки 7.РадиоМикрофоны( 2 шт) и пульт радиосистемы Детские музыкальные инструменты -Металлофон, ксилофон 12 шт -балийский ксилофон 1 шт -палочки Гуиро -25пар -шейкер –трещотка Гуиро 3шт -тон-блок двойной 2 шт -коробочки с палочкой -4 шт -бубенцы на большой ручке -3 шт -кларнет 1 шт -Цитры, цымбалы, гусли 4шт -Аккордеон детский 1 шт -Арфа 2шт -Триола 2шт -Барабаны 4шт -Бубны 4шт -Треугольник с разной высотой звучания 6шт -Маракасы 12 шт. -Трещотка деревянная на ручке 2 шт -Бубенцы 30 шт -Деревянные ложки 25пар -Свирели 3шт -Погремушка 30 шт Музыкальные инструменты-самоделки: 1.Ритмошумы (дождь, гром, ветер) 3шт 2.Маракасы-фрукты 25 шт 3.Музыкальная вешалка с ключиками 5шт 4.Ударно-шумовые баночки 12 шт 5.Трещотки, расчески 20 шт Наглядный материал : -Портреты российских композиторов-классиков -Портреты зарубежных композиторов -Картинки с изображением различных музыкальных инструментов -Пейзажи с разными временами года -Сюжетные иллюстрации и картинки Атрибуты и материалы для образовательной театрально-музыкальной деятельности: Различные маски животных, атрибуция (платочки, султанчики, флажки, цветы по количеству детей) Аудио- и видеокомплекты : 1.С D детских музыкальных сказок 2.Аудиозаписи с детскими песнями советских и российских композиторов («+» и «-») 3. СD с музыкой композиторов-классиков отечественных и зарубежных 4.флешкарты по слушанию музыки и муз.репертуара 5.Видеопособия к программам «Ритическая мозаика» , «Учусь творить» Музыкально-дидактические игры для 3-4- лет: « Музыкальное лото» «Птицы и птенчики» «Кто по лесу ходит?» «Узнай, какой инструмент» «Курица и цыплята» «Кто идёт?» «Узнай по голосу» «Угадай-ка» «Забавный мишка» «Найди маму» «Кто в домике живёт?» «Теремок» «Весело – грустно» «Тихие и громкие звоночки « «Музыкальные загадки» «Где мои детки?» «Громко – тихо запоём» 2 часть.Проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями Учебно-тематический план на 2016-2017 уч.год для детей 3-4лет
Педагогическая диагностика : Педагогическая диагностика осуществляется в форме регулярных наблюдений за детьми в процессе совместной деятельности музыкального руководителя с ними Педагогическая диагностика проводится 2 раза:- сентябрь-октябрь и апрель-май текущего учебного года в следующих видах деятельности: 1. Восприятие музыки. 2. Пение. 3. Музыкально-ритмические движения. 4. Игра на детских музыкальных инструментах. 5. Детское музыкальное творчество: а) песенное; б) танцевальное; в) импровизационное музицирование. 28 ноября 2016 в 22:55
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.