Наталья Сатаева ,музыкальный руководитель МАДОУ Детский сад № 415

Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 14707.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Наталья Сатаева (УИ №788287, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Рабочая программа музыкального руководителя на 2016-2017 год.(возраст 3-4 года)

 Пояснительная записка

1.Актуальность:

В настоящее время  значимость разработки рабочей программы вызвана необходимостью удовлетворить законодательные требования, предъявляемые  к педагогам образовательных организаций (в соответствии с нормой закона «Об образовании в РФ», ст.48 п.1 «Обязанности и ответственность педагогических работников» - педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с утвержденной рабочей программой «)

 Также в связи  с возрастающими требованиями  ФГОСДО к качеству дошкольного образования огромное значение приобретает личность педагога и его компетенции.

В зависимости от того, насколько грамотно он сможет проанализировать, спрогнозировать, спроектировать, организовать образовательный процесс, зависит и конечный результат всей образовательной работы.

Рабочая программа  призвана стать инструментом  совершенствования качества образования, и должна учитывать  потребности социальных заказчиков на образовательные услуги, способствовать  достижению социально-значимых результатов образования воспитанников, стимулировать т профессиональное развитие самого педагога.

2.Принципы формирования Программы:

2.1.ФГОС ДО:

-Полноценное  проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего,  дошкольного), обогащение ( амплификация) детского развития;

-Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее индивидуализация дошкольного образования);

-Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

-Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

-Сотрудничество Организации с семьей;

-Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

-Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах  деятельности;

-Возрастная адекватность дошкольного образования;

-Учет этнокультурной ситуации развития детей.

2.2. Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

2.3. Принцип научной обоснованности и практической применимости.

2.4.Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

2.5.Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса.

2.6.Принцип развития ребёнка с учетом возрастных закономерностей его психического развития на каждом возрастном этапе.

2.7.Принцип реализации качественного, возрастного, культурно-исторического, личностного и деятельностного подходов.

2.8.Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания.

2.9.Принцип интеграции развития музыкальности ребёнка с другими видами художественно-эстетической деятельности .

3.Цели и задачи реализации программы

Цель:

Способствовать целостному развитию личности ребенка и его творческого потенциала ,приобщая его к музыкальной деятельности  и создавая условия  для его психического и физического здоровья.

Задачи:

1.Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.

2.Приобщать их   к основам  музыкального  искусства;

3.Формировать основы музыкальной культуры, знакомить  с элементарными музыкальными понятиями, жанрами

4.Развивать  музыкальные способности, поэтический и музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную  память. формирование песенного, музыкального вкуса.

 5.Воспитывать  интерес к музыкально-художественной деятельности, совершенствовать  умения в этом виде деятельности.

6.Развивать  детское  музыкально-художественное творчество,

7.Создавать условия  для реализации самостоятельной творческой деятельности детей и  удовлетворения их  потребности в самовыражении.

3.1.Раздел «Слушание»:

1.Знакомить с музыкальными произведениями, способствовать их запоминанию, накоплению музыкальных впечатлений;

2. Развивать  способности эмоционально воспринимать музыку

3.Развивать  музыкальные способности и навыки  культурного слушания музыки;

4.Развивать  способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности;

5.Формировать  музыкальный  вкус

3.2.Раздел «Пение»:

1.Формировать  у детей певческие умения и навыки;

2.Обучать детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;

3.Развивать  музыкальный  слух, т. е.  умение различать  интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;

4.Развивать  певческий  голос, укреплять  и расширять  его диапазон.

3.3.Раздел «Музыкально-ритмические движения»:

1.Развивать  музыкальное восприятие, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений .

2.Обучать  детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развивать  пространственные и временные ориентировки.

3.Обучать  детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения; развивать  художественно-творческие способности.

3.4.Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах»:

1. Знакомить детей  с детскими музыкальными инструментами и обучать  способам звукоизвлечения  на них.

2. Совершенствовать  эстетическое восприятие  ребенка;

3.Развивать волевые  качества: выдержку, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, сосредоточенность, памяти, фантазию, творческие способности, музыкальный  вкус;

3.5.Раздел «Творчество»:

песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация на детских музыкальных инструментах:

1.Способствовать активизации фантазии ребёнка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла;

2.Развивать способность творческого воображения при восприятии музыки;

3.Развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах.

4.Основные подходы к формированию Программы:

-Программа сформирована на основе ООП ДО с интеграцией  примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой  и парциальной программы музыкального образования детей дошкольного возраста «Камертон» (автор –  Э.П.  Костина); 

-Программа направлена на реализацию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздела «Музыкальная деятельность» ООП ДО и  создание  условий  для развития ребёнка, способствующих  его позитивной социализации,  личностного развития, формирования  инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками .

-Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

-Программа определяет комплекс основных характеристик музыкального образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

-Программа определяет содержание и организацию музыкальной образовательной деятельности детей  3-4  лет.

-Материал программы  соответствует указанному возрасту  ,распределен по  видам музыкальной деятельности.

-Программа предполагает проведение музыкальных занятий 2 раза в неделю в каждой возрастной дошкольной группе. Исходя из учебного года (с 1 сентября по 31 мая) количество часов, отведённых на музыкальные занятия, будет равняться 72 часам для каждой возрастной группы.

-Педагогическая диагностика индивидуального развития  детей ( с целью выявления эффективности  педагогической деятельности) будет осуществляться на основе диагностики музыкальных способностей по методике  Э.П. Костиной в форме наблюдения .

5.Характеристика возрастных особенностей детей 3-4 лет:

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.  С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками.

Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.

Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.

В этом проявляется интерес маленького человека к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игрыдетей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное, т.е. от манипулирования объектами ребёнок способен перейти к манипулированию представлениями и образами.  Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). Он познаёт то, что видит перед собой в сию минуту. В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.

Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания.

В данном  возрасте сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов - внимания, памяти, мышления, а также потребность в эмоциональном комфорте. Однако ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребёнка в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для исполнения этой роли, поскольку ещё не вполне владеет, с ним речью трудно согласовать намерения и построить план совместной деятельности.

6.Планируемые результаты освоения Программы :

Раздел «Слушание музыки»:

-Умеет слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении.

-Развита способность различать звуки по высоте в пределах октавы – септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо).

-Различает звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.).

Раздел «Песенное исполнительство»:

-Развиты певческие навыки: поет без напряжения в диапазоне ре (ми) – ля (си), в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносит слова, передаёт характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно).

Раздел «Песенное творчество»:

-Допевает мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и веселых мелодий на слог «ля-ля». Сформированы навыки сочинительства весёлых и грустных мелодий по образцу.

Раздел «Музыкально-ритмические движения»:

-Двигается в соответствии с двухчастной формой музыки и силой её звучания (громко, тихо); реагирует на начало звучания музыки и её окончание.

-Сформированы навыки основных движений (ходьба и бег). Умеет маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку.

-Качественно исполняет танцевальные движения: притопывает попеременно двумя ногами и одной ногой.

-Развито умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения, с предметами, игрушками и без них.

-Развиты навыки выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идёт медведь, крадётся кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зёрнышки цыплята, летают птички и т. д.

Развитие танцевально-игрового творчества:

-Самостоятельно выполняет танцевальные движения под плясовые мелодии.

-Умеет точно выполнять движения, передающие характер изображаемых животных.

Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах»:

-Знаком с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием.

-Умеет подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах.

3раздел.Условия и средства реализации рабочей программы.

Информационно-методическое обеспечение программы:

Программы:

1. «От рождения до школы» – примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.  2014 год

2.Креативная  педагогическая технология музыкального образования детей дошкольного возраста  ,автор Э.П.Костина.

3.Ритическая мозаика . Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. СПб.: ЛОИРО, 2014.

  автор А.И.Буренина.

4.Алексеева И., Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки»  – программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста.СПб.: Композитор, 2003.

5.Алексеева И., Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Младшая группа. Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением. СП-Б 2004 год

6.Боровик Т.А. Звуки, ритмы и слова. Часть 1. Мн.: Книжный дом, 2014г.

7.Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э. «Тутти». Программа музыкального воспитания для детей дошкольного возраста. СПб.: Музыкальная палитра, 2014.

8.Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности детей дошкольного возраста. Москва,2013г

9.Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников.

10.Макшанцева Е.Д. Детские забавы Игровые упражнения. Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. М.: Просвещение, 2006.

11. Макшанцева Е.Д. Скворушка. Сборник музыкально-речевых игр для дошкольного возраста, методические рекомендации по их организации и проведению. М.: АРКТИ,1999 год

12.Мерзлякова С.Н. Музыкально-игровой материал для дошкольников. Наш веселый хоровод. Учеб.-метод. пособие для музыкального руководителя и учителя музыки. М.: ВЛАДОС, 2013.

13.Науменко Г.М. Русские народные детские песни и сказки с напевами.

14.Петров В.М., Гришина Г.Н, Короткова Л.Д., Календарные праздники, игры и забавы для детей. М.: СФЕРА, 1998.

15.Радынова О.П. Авторская программа и методические рекомендации Музыкальные шедевры. М.: Издательство «Гном», 2000.

16.Соболева Э.Д. Праздники и развлечения в детском саду.

17.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. Программа «Театр – творчество – дети». Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. М.: 2004.

18.Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. Календарное планирование. Пособие дла воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. М.: АРКТИ, 2007.

19.Тютюнникова Т.Э. Бим-бам-бом! Сто секретов музыки для детей. Вып.1: Игры звуками: учебно-методическое пособие. СПб.: ЛОИРО, 2014.

20.Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа. М.: «Издательство АСТ», 2000.

21.Тютюнникова Т.Э «Учусь творить.Элементарное музицирование.Музыка,речь ,движение» программа для детей дошкольного возраста. Москва 2003 год.

Развивающая предметно-пространственная среда :

РППС построена на следующих принципах:

- насыщенность;

- трансформируемость;

- полифункциональность;

- вариативность;

- доступность;

- безопасность

РППС для реализации музыкальной деятельности в ДОУ организована как в музыкальном зале, так и групповых помещениях.

В музыкальном зале РППС оснащена в соответствии с частями раздела «Музыкальная деятельность» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» ООП ДОУ

В группе имеется  «Музыкальный центр » с соответствующим набором оборудования, позволяющим решать задачи музыкального развития детей 3-4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

РППС музыкального зала

Профессиональные музыкальные инструменты :

1.Фортепиано

2.Скрипка

3.Синтезатор

Материально-техническое обеспечение программы:

 1.Музыкальные центры;

2.Ноутбук;

3.CD  диски и аудиоматериал на флеш-памяти ;

4.Телевизор

5.Мультимедийное оборудование

6.Стереоколонки

7.РадиоМикрофоны( 2 шт) и пульт радиосистемы

Детские музыкальные инструменты

-Металлофон, ксилофон 12 шт

-балийский ксилофон  1 шт

-палочки Гуиро -25пар

-шейкер –трещотка Гуиро 3шт

-тон-блок двойной 2 шт

-коробочки с палочкой -4 шт

-бубенцы на большой ручке -3 шт

-кларнет 1 шт

-Цитры, цымбалы, гусли 4шт

-Аккордеон детский 1 шт

-Арфа 2шт

-Триола 2шт

-Барабаны 4шт

-Бубны 4шт

-Треугольник с разной высотой звучания  6шт

-Маракасы 12 шт.

-Трещотка  деревянная на ручке 2 шт

-Бубенцы 30 шт

-Деревянные ложки 25пар

-Свирели 3шт

-Погремушка 30 шт

Музыкальные инструменты-самоделки:

1.Ритмошумы (дождь, гром, ветер) 3шт

2.Маракасы-фрукты 25 шт

3.Музыкальная вешалка с ключиками  5шт

4.Ударно-шумовые баночки 12 шт

5.Трещотки, расчески 20 шт

Наглядный материал :

-Портреты российских композиторов-классиков

-Портреты зарубежных композиторов 

-Картинки с изображением различных музыкальных инструментов

-Пейзажи с разными временами года

-Сюжетные иллюстрации и картинки

Атрибуты и материалы для образовательной театрально-музыкальной деятельности:

Различные маски животных, атрибуция (платочки, султанчики, флажки, цветы  по количеству детей)

Аудио- и видеокомплекты :

1.С D детских музыкальных сказок

2.Аудиозаписи с детскими песнями советских и российских

композиторов («+» и «-»)

3. СD с музыкой композиторов-классиков отечественных и

зарубежных

4.флешкарты по слушанию музыки и муз.репертуара

5.Видеопособия к программам «Ритическая мозаика» ,  «Учусь творить»

Музыкально-дидактические игры для 3-4- лет:

« Музыкальное лото»

«Птицы и птенчики»

«Кто по лесу ходит?» 

«Узнай, какой инструмент»

«Курица и цыплята»

«Кто идёт?»

«Узнай по голосу»

«Угадай-ка»

«Забавный мишка»

«Найди маму»

«Кто в домике живёт?»

«Теремок»

 «Весело – грустно»

«Тихие и громкие звоночки «

«Музыкальные загадки»

«Где мои детки?»

«Громко – тихо запоём»

2 часть.Проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями

Учебно-тематический план  на 2016-2017 уч.год для детей 3-4лет

Тема

Период реализации

Кол-во НОД в неделю, длительность

Кол-во НОД в реализуемый период

Кол-во НОД в году

«Наш садик :игры и игрушки»

Сентябрь

«Осень в гости к нам пришла»

Октябрь

«Дружно  в садике живем

Ноябрь

2

15 минут

24

72

«Зимушка-зима» забавы»

Декабрь

«Зимние забавы»

Январь

«Мы сильные и смелые ,ловкие ,умелые!»

февраль

2

15 минут

24

72

«Милым мамочкам привет»

Март

«Весна пришла»

Апрель

«Цветут сады»

Май

2

15минут

24

72

Педагогическая  диагностика :

Педагогическая диагностика осуществляется в форме регулярных наблюдений за детьми в процессе совместной деятельности музыкального руководителя с ними

Педагогическая диагностика проводится 2 раза:- сентябрь-октябрь и апрель-май текущего учебного года в следующих видах деятельности:

1. Восприятие музыки.

2. Пение.

3. Музыкально-ритмические движения.

4. Игра на детских музыкальных инструментах.

5. Детское музыкальное творчество:

а) песенное;

б) танцевальное;

в) импровизационное музицирование.

28 ноября 2016 в 22:55

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.