Наталья Сатаева ,музыкальный руководитель МАДОУ Детский сад № 415
Эссе на тему «Применение знаний психологии в о повседневной работе музыкального руководителя»
…Так получилось, что окончив консерваторию , проработав некоторое время в музыкальной школе преподавателем по классу скрипки, я получила приглашение поработать совместителем в ДОУ.И спустя опять таки некоторое время я целиком и полностью ушла в дошкольную педагогику. Свои некоторые мысли на тему своей повседневной работы я предлагаю вашему вниманию. «Как психология взаимосвязана с воспитанием и обучением человека, так и педагогика не может существовать вне зависимости от наук, изучающих его личность». Думаю, что в наше время это высказывание уже не требует теоретического обоснования, поскольку проверено временем и вековым опытом применения на практике( что также долгое время являлось критерием истины ,согласно марксистскому учению… А сейчас, как известно, достаточно своей убежденности) С этой истиной каждый день сталкиваемся (и убеждаемся ) мы , педагоги, и знания детской психологии помогают нам в повышении эффективности нашей деятельности. Ведь если мы в своей работе с детьми не используем психологические знания, наши программы, цели, задачи и методы становятся просто набором теоретических рекомендаций ,не оказывающих нам никакой помощи в работе. Еще К.Д. Ушинский говорил о том, что имея желание всесторонне воспитать ребенка, его необходимо изучать. А правильно изучать своих воспитанников мы можем, лишь глубоко проникая в общие закономерности его развития ,а также психологические закономерности возраста, индивидуальные и личностные особенности. Упомянув о вековой истории этого высказывания, все таки обращусь к таким пропагандистам внедрения психологии в педагогику ,как зарубежный психолог С.Холл и наш русский педагог К.Д.Ушинский. С.Холл(1844-1924) ,основатель Американской психологической ассоциации, считал педагогику частью прикладной психологии и говорил о том ,что знание психологии будет полным лишь тогда, когда найдет свое применение в образовательном процессе. К.Д.Ушинскому(1824-18 68) принадлежит первый отечественный опыт психологического обоснования образовательного процесса. В своей работе «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» он провел исследования психических явлений, имеющих значение для педагогической деятельности, а также изложил основы анатомии, физиологии и общей психологии в их педагогическом значении и представил научно-психологическую теорию образовательного процесса. Также К.Д. Ушинский ратовал за психологическое просвещение педагога в виде обязательного изучения курса общей психологии. При написании этого абзаца мне попалось на глаза следующее высказывание: «Теория без практики мертва». То есть получая знания, необходимо подкреплять их действиями (переводя в умения). И подумалось, что работа педагога каждый день настолько насыщена психологической практикой, что его теория живее всех живых, но и не обладая теоретической базой по психологии , на практике ему придется достаточно сложно. А по существу и невозможно практиковать…И это факт номер два. Каждый день мы решаем массу образовательных задач, реализация которых напрямую зависит от самых маленьких участников образовательного процесса. За каждой поставленной и прописанной в плане задачей (суть теория), стоит любознательная формирующаяся личность количеством не менее 25-ти, а то и больше-и каждая со своим темпераментом , темпом развития, своими желаниями и своим настроением. И наша задача-сделать так, чтоб наши дети озадачились вместе с нами ,и с интересом ,присущим дошколенку ( и эталон которого мы каждый день впитываем и можем практиковать)- стремились реализовывать бы эту задачу рука об руку с нами. Слегка направляющими. Помогающими. Принимающими и понимающими. Знание, понимание и принятие со стороны педагога возрастных особенностей воспитанников не менее важно в работе, как сама личность педагога, его внутренне горение и желание научить, развить, воспитать. Психологические знания-это инструмент в талантливых руках. Без которого не создать шедевр педагогической практики от двух до семи… И уж коли разговор напрямую идет о практике, рассмотрим один день педагогов в детском саду. …Утром воспитатель разновозрастной группы принимает ребятишек, и то, что называют сухим термином «личностно-ориентированный подход» ,а на деле является копилкой психологических знаний, умений и навыков, начинает работу вместе с ней. Меланхолику Мише( 4 г) необходимо дольше времени и четкое соблюдение ритуала(разделся-убрал-помахал маме ручкой ) –с ним нужно задержаться, иначе пол дня мальчик проведет в унынии , при этом заводиле –холерику Степе ( 5 лет) необходимо срочно дать задание ,направить его неисчерпаемую энергию на пользу коллектива, а с ним и Ване и двум Сережам(5 и 6 лет) , которые не слишком-то склонны к компромиссу и хотят шумно и весело гоняться друг за другом .Но, услышав задание, в дело включаются легкие на подъем близняшки Лена и Лиза(3 года) ,они быстро включаются в любую деятельность, которая находится в сфере их интересов, и вот уже группа детей кормит питомцев-красноголовых черепах ,под четким присмотром семилетнего Валеры(мальчик с удовольствием выполняет словесные инструкции воспитателя, любит действовать по образцу, усидчив и внимателен. При этом неярко эмоционален, собственно , как и все флегматики) Дети наполняют своим радостным гомоном групповое помещение ,и детская жизнь закипела. А педагоги и воспитатели продолжают организацию образовательного процесса. По расписанию ДОУ начинаются занятия, о чем в каждой группе детей оповещает колокольчик. В разновозрастной группе этот момент требует особого внимания , поскольку непосредственно образовательная деятельность организуется с детьми сразу нескольких возрастов, при этом реализация учебных задач тесно переплетена с решением психологических задач, ведь необходимо одновременно соблюдать как общие возрастные рекомендации ,так и учитывать индивидуальные возможности и особенности каждого ребенка внутри возрастной границы. Применяя подгрупповое разделение воспитанников, педагог дифференцирует содержание образовательной деятельности, сосредотачиваясь на возрастных особенностях внимания, памяти, мышления конкретного возраста ,психологических рекомендаций к подбору соответствующего содержания (материала). Например, проводя музыкальное занятие с подгруппой трехлеток , музыкальный руководитель прежде всего должен учитывать объем их внимания и только начавшую формироваться произвольность, а значит на знании в этих возрастных моментов он и будет основывать свой выбор методических приемов ,понимая необходимость «окрашивания» своей работы особой эмоциональностью, чтоб дети заинтересовались и запоминали материал, и подбирает понятное возрасту содержание. При этом , опираясь на факт номер три, что психические процессы в организме ребенка напрямую связаны с его физиологией, факт номер четыре -что потребность в движении для ребенка 3-4 лет является основной и факт номер пять ,что музыкальный ритм через слуховой анализатор ребенка воспринимается его мышцами, музыкальный руководитель должен подобрать те методы и приемы, при которых будет задействован моторный анализатор(т.е. движения рук, ног, корпуса ), наряду со зрительным и слуховым , что особенно важно при приобщении детей к таким «статичным» видам музыкальной деятельности как слушание музыки и певческое исполнительство. Тогда обучение ребенка будет физиологически и психологически комфортным ,гармоничным и успешным . Да,и чуть не забыла о факте номер шесть, что чем больше анализаторов задействовано при обучении, тем полноценнее сенсорное развитие ,а значит ко всему вышеперечисленному нужно добавить, что образовательный процесс будет еще и развивающим интеллект. При фронтальной организации( того же музыкального занятия) идет более тонкая дифференциация задач внутри общего материала какого –либо вида музыкального исполнительства , и это разделение «ролей» также базируется на возрастных возможностях, создавая «многослойность» исполнения ,обогащает опыт восприятия младших ребят, выводит их из актуальной зоны в зону ближайшего развития (Л.Выготский) . Ведь раньше ,в больших семьях, зачастую выполняли работу сообща ,и каждый вносил свою лепту ,исходя из своих возможностей. И отдыхали вместе, и младшие дети (дошкольники) находились рядом со старшими детьми и взрослыми членами семьи, и слушали, и смотрели ,и подпевали, и танцевали ,находясь в сензитивном периоде формирования музыкальных способностей . Чувствую ,что ухожу в сторону от темы со своим любимым «коньком»-организацией процесса неоднократного восприятия детьми младшего возраста умений и навыков исполнительской деятельности старших детей в условиях разновозрастной группы, что создает успешные предпосылки для их дальнейшего музыкального развития. Но ведь и здесь протекает образовательный процесс , создается полилог между взрослыми( воспитателями, специалистами ДОУ) и детьми , образуются тесные связи, которые нужно и жизненно необходимо поддерживать знаниями психологии. Возвратимся к рабочему дню педагога в ДОУ. Прошли занятия, дети собираются на прогулку, воспитатель и его помощник руководят сборами, помогают , ободряют, кого-то сдерживают…На прогулке также образовательный процесс идет полным ходом :наблюдение, трудовое воспитание, совместные игры. И снова масса возможности для применения личностно-ориентированного подхода к каждому из вверенного воспитателю ребенку .Вовремя дать задание. Сформировать подгруппу по интересам. Распределить обязанности. Поощрить. Наказать. От умения воспитателя прогнозировать развитие событий и предотвращать стрессовые/конфликтные ситуации, сглаживать их во время организации режимных моментов зависит психологический комфорт всей группы ,а значит педагог должен наблюдать ,изучать и внедрять в практику работы свои знания. Ведь ровная ,психологически комфортная для ребенка атмосфера является основой его развития, воспитания и обучения. «Я важен. Меня слышат. Меня любят» Чем младше ребенок, тем сильнее он нуждается в понимании и принятии со стороны взрослого своего поведения, поскольку сам еще не в состоянии понять и объяснить словами, что и движет .Нуждается в понимании и принятии того факта (номер семь наверное ),что его внутренний темп развития может отличаться от прописанного в программе, что развитие его происходит скачкообразно и качественному переходу в новое состояние всегда предшествует возрастной кризис .Который также имеет индивидуальные возрастные рамки. Изучить, сопоставить, принять. Донести до родителей, если потребуется. И к слову о родителях, еще одних участниках образовательного процесса. Обучать ребенка , воспитывая и развивая его ,с опорой на активную поддержку родителя гораздо эффективнее, чем делать это в одиночку , рассматривая родительскую фигуру как заказчика образовательных услуг. Поэтому работе с родителями воспитатели и педагоги уделяют большое внимание. Родитель транслирует своему ребенку прежде всего эмоциональное отношение к ДОУ ,к образовательному процессу, к руководителям и педагогам .Информируя родителей ,вовлекая их в процесс ,приглашая их к сотрудничеству ,мы также создаем условия для комфортного и успешного обучения их детей. В нашем ДОУ мы ,помимо индивидуального консультирования по запросу и общих родительских собраний, практикуем интерактивное участие родителей в праздниках и развлечениях, создаем вместе творческую атмосферу в подготовке спектаклей для детей, привлекаем родителей для исполнения ролей-ведь именно их силами и создается та удивительная аура семейного праздника, которую невозможно воссоздать при помощи даже самого профессионального артиста .Ведь детям нужно не сколько профессиональное исполнение, а прежде всего живое участие в его жизни мамы и папы, созданные и разделенные вместе эмоции. Маленький семейный праздник. Здесь и сейчас. Ведь в нашей , наполненной сумасшедшим ритмом жизни, ребенок и родитель полноценно проводят совсем мало времени друг с другом, здесь речь именно о качестве, о включенности друг в друга. И это тоже своеобразный факт… И в наших силах, при организации образовательного процесса , учесть этот факт и сделать его своим союзником! И снова методы и приемы ,при помощи которых мы, педагоги, доносим эту мысль до родителей, базируются на знании детской возрастной психологии и психологии межличностных отношений. Заканчивается рабочий день. Наших дошколят забирают домой родители, детские площадки групп снова наполнены веселым щебетом и смехом-погода хорошая, гуляем! Всё интересное продолжится завтра. Послезавтра. Интересное будет каждый день. …А ко мне совсем скоро в зал придут малыши, приедут на руках мам и пап, многим чуть больше года-сегодня наше первое занятие в рамках Маминой школы. Это наши будущие воспитанники и будущие самые маленькие участники образовательного процесса. .. Мы будем говорить о физиологических возможностях и психологических особенностях возраста, показывая родителям, как они реализуются на практике .И мы будем бегать, хватать, тащить в рот, обследовать, открывать вновь и вновь этот удивительный окружающий мир предметов, эмоций и взаимоотношений. На теплых и заботливых руках мамы. В теплых и уверенных руках педагогов. Теория без практики мертва. Без теории практика становится бессмысленным набором действий. Дети-это самое лучшее, что есть у человека. И мы-самые счастливые люди…У нас много детей. И это тоже неоспоримый и самый лучший факт из моей педагогической практики. 28 ноября 2016 в 22:53
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.