Наталья Сатаева ,музыкальный руководитель МАДОУ Детский сад № 415

Эссе на тему «Применение знаний психологии в о повседневной работе музыкального руководителя»


…Так получилось, что  окончив консерваторию , проработав  некоторое  время в музыкальной школе преподавателем по классу скрипки, я получила приглашение поработать совместителем в ДОУ.И спустя опять таки некоторое время я  целиком и полностью ушла в дошкольную педагогику.

Свои некоторые мысли на тему своей повседневной работы я предлагаю вашему вниманию.

«Как психология  взаимосвязана с воспитанием и обучением человека, так и педагогика не может существовать  вне зависимости от наук, изучающих его личность».

Думаю, что в наше время это высказывание уже не требует  теоретического обоснования, поскольку проверено  временем и вековым опытом применения на практике( что также долгое время являлось критерием  истины ,согласно  марксистскому учению… А сейчас, как известно, достаточно своей убежденности)

С этой истиной каждый день сталкиваемся (и убеждаемся ) мы , педагоги, и  знания  детской  психологии  помогают нам в повышении эффективности нашей  деятельности. Ведь если мы в своей работе с детьми  не   используем   психологические знания, наши  программы, цели, задачи и методы становятся  просто набором  теоретических  рекомендаций ,не оказывающих  нам никакой  помощи  в работе. Еще К.Д. Ушинский говорил о том, что имея желание всесторонне воспитать ребенка, его необходимо изучать.   А правильно изучать своих воспитанников мы можем, лишь глубоко проникая в общие закономерности  его развития ,а также  психологические закономерности возраста, индивидуальные и личностные особенности.

Упомянув о  вековой истории этого высказывания, все таки обращусь  к таким пропагандистам внедрения психологии в педагогику ,как  зарубежный психолог С.Холл и  наш русский педагог К.Д.Ушинский.

С.Холл(1844-1924) ,основатель Американской  психологической ассоциации,  считал  педагогику частью  прикладной  психологии и говорил о том ,что знание психологии будет полным лишь тогда, когда найдет свое применение в образовательном процессе.

К.Д.Ушинскому(1824-18 68) принадлежит первый отечественный опыт психологического обоснования образовательного процесса. В своей  работе «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» он  провел исследования психических  явлений, имеющих значение для педагогической деятельности, а также изложил основы анатомии, физиологии и общей психологии в их педагогическом значении и представил научно-психологическую теорию образовательного процесса. Также К.Д. Ушинский ратовал за  психологическое просвещение педагога в виде обязательного изучения  курса общей психологии.

При написании этого абзаца мне попалось на глаза  следующее высказывание: «Теория без практики мертва». То есть получая знания, необходимо подкреплять их действиями (переводя в умения).

И подумалось, что  работа  педагога каждый день  настолько насыщена психологической практикой, что его теория  живее всех живых,  но  и  не обладая   теоретической базой по психологии ,  на практике ему придется достаточно сложно. А по существу и невозможно практиковать…И это факт номер два.

Каждый день мы решаем массу образовательных задач, реализация которых напрямую зависит от самых маленьких участников образовательного процесса. За каждой поставленной и прописанной в плане задачей (суть теория),  стоит любознательная формирующаяся  личность количеством не менее 25-ти, а то и больше-и каждая  со своим  темпераментом , темпом развития, своими желаниями и своим настроением. И наша задача-сделать так, чтоб наши дети озадачились вместе с нами  ,и с интересом ,присущим  дошколенку ( и эталон которого мы каждый день впитываем и можем практиковать)- стремились реализовывать бы эту задачу  рука об руку с нами. Слегка направляющими. Помогающими. Принимающими и понимающими.

Знание, понимание и принятие со стороны педагога возрастных особенностей  воспитанников не менее важно в работе, как сама личность педагога, его внутренне горение и желание научить, развить, воспитать. Психологические знания-это инструмент в талантливых руках. Без которого не создать шедевр педагогической практики  от двух до семи…

И уж коли разговор напрямую идет о практике, рассмотрим один день педагогов  в детском саду.

…Утром воспитатель разновозрастной  группы  принимает ребятишек, и  то, что называют сухим термином  «личностно-ориентированный подход» ,а на деле является копилкой психологических знаний, умений и навыков, начинает работу вместе с ней. Меланхолику Мише( 4 г)  необходимо дольше времени и четкое соблюдение ритуала(разделся-убрал-помахал маме ручкой ) –с ним нужно задержаться, иначе пол дня мальчик проведет в унынии , при этом заводиле  –холерику Степе ( 5 лет) необходимо срочно  дать задание ,направить его неисчерпаемую энергию на пользу коллектива, а с ним и Ване и двум Сережам(5 и 6 лет) , которые не слишком-то склонны к компромиссу и хотят шумно и весело гоняться друг за другом .Но, услышав задание, в дело включаются  легкие на подъем близняшки Лена и Лиза(3 года) ,они быстро включаются в любую деятельность, которая находится в сфере их интересов, и вот уже группа детей кормит питомцев-красноголовых черепах ,под  четким присмотром  семилетнего  Валеры(мальчик  с удовольствием выполняет словесные инструкции воспитателя, любит действовать по образцу, усидчив и внимателен. При этом неярко эмоционален, собственно  , как и все флегматики)

Дети наполняют своим радостным гомоном групповое  помещение  ,и детская жизнь закипела. А педагоги и воспитатели   продолжают организацию образовательного процесса.

По расписанию ДОУ начинаются занятия, о чем в каждой группе детей оповещает колокольчик. В разновозрастной группе этот момент требует особого внимания  , поскольку непосредственно образовательная деятельность организуется с детьми  сразу нескольких возрастов, при этом  реализация учебных задач тесно переплетена с решением психологических задач, ведь необходимо одновременно соблюдать как общие возрастные рекомендации ,так и учитывать индивидуальные возможности и особенности каждого ребенка внутри возрастной границы.  Применяя  подгрупповое разделение воспитанников, педагог дифференцирует содержание образовательной деятельности, сосредотачиваясь на возрастных особенностях  внимания, памяти, мышления конкретного возраста ,психологических рекомендаций к  подбору  соответствующего содержания (материала).

Например, проводя  музыкальное занятие с  подгруппой трехлеток , музыкальный руководитель прежде всего  должен  учитывать объем  их внимания и только начавшую  формироваться произвольность,  а значит  на знании в этих возрастных моментов он  и будет основывать  свой выбор  методических приемов ,понимая  необходимость  «окрашивания» своей работы  особой эмоциональностью, чтоб дети заинтересовались и запоминали  материал, и подбирает понятное возрасту содержание.

 При этом , опираясь на факт номер три, что  психические  процессы в организме ребенка напрямую связаны с его физиологией, факт номер четыре -что потребность в движении для ребенка 3-4 лет является основной и факт номер пять ,что музыкальный ритм  через слуховой анализатор  ребенка  воспринимается его  мышцами,  музыкальный руководитель должен подобрать те методы и приемы, при которых будет задействован  моторный анализатор(т.е. движения рук, ног, корпуса ), наряду со зрительным  и слуховым  ,  что особенно важно  при приобщении  детей к таким «статичным» видам  музыкальной деятельности  как  слушание музыки  и певческое исполнительство.  Тогда обучение  ребенка будет физиологически и психологически комфортным ,гармоничным и успешным .

Да,и чуть не забыла о факте номер шесть, что чем больше анализаторов задействовано при обучении, тем полноценнее сенсорное развитие ,а значит ко всему вышеперечисленному нужно добавить, что образовательный  процесс будет еще и  развивающим интеллект.

 При  фронтальной  организации( того же  музыкального занятия) идет более тонкая дифференциация  задач  внутри  общего  материала какого –либо вида музыкального  исполнительства  , и это разделение «ролей»  также базируется на возрастных возможностях, создавая  «многослойность» исполнения ,обогащает опыт восприятия младших ребят, выводит их из актуальной зоны в зону ближайшего развития (Л.Выготский) .

Ведь раньше  ,в больших семьях, зачастую  выполняли  работу сообща  ,и каждый вносил свою лепту ,исходя из своих возможностей. И  отдыхали вместе, и младшие дети (дошкольники) находились рядом со старшими детьми и взрослыми членами семьи, и слушали, и смотрели ,и подпевали, и танцевали ,находясь в сензитивном периоде формирования  музыкальных способностей .

Чувствую ,что ухожу в сторону  от темы со своим любимым «коньком»-организацией процесса неоднократного восприятия детьми младшего возраста умений и навыков исполнительской деятельности старших детей  в условиях разновозрастной группы, что создает успешные предпосылки для их дальнейшего музыкального развития. Но ведь и здесь протекает образовательный процесс  , создается полилог  между взрослыми( воспитателями, специалистами ДОУ) и детьми , образуются тесные связи, которые нужно и жизненно необходимо  поддерживать  знаниями психологии.

Возвратимся  к рабочему дню педагога в ДОУ. Прошли занятия, дети собираются на прогулку, воспитатель и его помощник руководят сборами, помогают , ободряют, кого-то сдерживают…На прогулке также образовательный процесс идет полным ходом :наблюдение, трудовое воспитание, совместные игры. И снова масса возможности для применения личностно-ориентированного подхода к каждому из вверенного воспитателю ребенку  .Вовремя дать задание. Сформировать подгруппу по интересам. Распределить обязанности. Поощрить. Наказать.

От умения  воспитателя прогнозировать развитие событий  и предотвращать стрессовые/конфликтные ситуации, сглаживать их  во время организации режимных моментов  зависит психологический комфорт всей группы ,а значит педагог должен наблюдать ,изучать и внедрять в практику работы свои знания. Ведь ровная ,психологически комфортная для ребенка  атмосфера является основой его развития, воспитания и обучения.

«Я важен. Меня слышат. Меня любят»

Чем младше ребенок, тем сильнее он нуждается в понимании  и принятии со стороны взрослого своего поведения, поскольку сам еще не в состоянии понять и объяснить словами, что и движет .Нуждается в понимании и принятии того факта (номер семь наверное ),что его внутренний темп развития может отличаться от прописанного в программе, что развитие его происходит скачкообразно и качественному переходу  в новое состояние всегда предшествует возрастной кризис .Который также имеет индивидуальные возрастные рамки. Изучить, сопоставить, принять. Донести до родителей, если потребуется.

И к слову о родителях, еще одних участниках  образовательного процесса. Обучать ребенка , воспитывая и развивая  его  ,с опорой на активную  поддержку родителя гораздо эффективнее, чем  делать это в одиночку , рассматривая родительскую фигуру как заказчика образовательных услуг. Поэтому работе с родителями воспитатели и педагоги уделяют большое внимание.

Родитель транслирует своему ребенку прежде всего эмоциональное отношение к  ДОУ ,к образовательному  процессу, к  руководителям  и педагогам .Информируя родителей ,вовлекая их в процесс ,приглашая  их к сотрудничеству ,мы также создаем условия для комфортного и успешного  обучения их детей.

В нашем ДОУ мы ,помимо индивидуального консультирования по запросу  и общих родительских собраний, практикуем интерактивное участие родителей в праздниках и развлечениях, создаем вместе творческую атмосферу в подготовке спектаклей для детей, привлекаем родителей для исполнения ролей-ведь  именно их силами и создается  та удивительная аура семейного праздника, которую невозможно воссоздать при помощи  даже самого профессионального артиста .Ведь детям нужно не  сколько профессиональное исполнение, а  прежде всего живое участие  в его жизни мамы и папы, созданные и разделенные вместе эмоции. Маленький семейный праздник. Здесь и сейчас.

Ведь в нашей , наполненной сумасшедшим  ритмом жизни, ребенок и родитель  полноценно  проводят совсем мало времени друг с другом, здесь речь именно  о качестве, о включенности друг  в друга. И это тоже своеобразный факт…

И в наших силах, при организации образовательного процесса , учесть этот факт и сделать его своим союзником!

И снова методы и приемы  ,при помощи которых мы, педагоги, доносим эту мысль до родителей, базируются на знании детской  возрастной психологии и психологии межличностных отношений.

Заканчивается рабочий день. Наших дошколят забирают домой родители, детские площадки групп снова наполнены веселым щебетом и смехом-погода хорошая, гуляем! Всё интересное продолжится завтра. Послезавтра. Интересное будет каждый день.

…А ко мне совсем скоро в зал придут малыши, приедут на руках мам и пап, многим чуть больше года-сегодня наше первое занятие в рамках Маминой  школы. Это наши будущие воспитанники и будущие  самые маленькие участники образовательного процесса. .. Мы будем говорить о физиологических возможностях  и психологических  особенностях возраста, показывая родителям, как они реализуются на практике .И мы будем бегать, хватать, тащить  в рот, обследовать, открывать  вновь и вновь этот удивительный окружающий мир предметов, эмоций и взаимоотношений. На теплых и заботливых руках мамы. В теплых и уверенных руках  педагогов.

Теория без практики мертва. Без теории практика становится бессмысленным набором действий. Дети-это самое лучшее, что есть у человека.

И мы-самые счастливые люди…У нас много детей.

И это тоже неоспоримый и самый лучший факт из моей педагогической практики.

28 ноября 2016 в 22:53

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.