Наталья Сатаева ,музыкальный руководитель МАДОУ Детский сад № 415
Развитие интеллекта ребенка и условия его формирования в условиях ДОУ
В современном обществе приоритетное значение уделяется формированию и развитию интеллектуальных способностей детей, в частности дошкольников. Этому способствует пропаганда раннего развития - различные методики, появившиеся в 90- е годы 20 века - такие, как «Кубики Зайцева»-обучение раннему чтению и математике, обучение раннему чтению по табличкам Глена Домана, интеллектуальные игры и пособия Никитиных и т.д. Родители увлечены ранним развитием своих детей, полагая, что в будущем их ребенку будет легко обучаться в школе. Но возможно ли гармоничное интеллектуальное развитие ребенка только с опорой на чтение, решение логических задач, раннее изучение иностранного языка и т.д.? И что происходит с головным мозгом ребенка в условиях засилия знаковой информации? Ученые подчеркивают, что непомерный рост знаковой информации (за обработку которой ответственно левое полушарие головного мозга) создает угрозу нарушению системности работы двух полушарий. Нарушение связи между правым и левым полушариями ведет к следующим изменениям в работе мозга: - торможение психического развития, - нарушение инициативности, - снижение эмоционального тонуса человека, - блокировка способности творчески мыслить. Гармонично развитым – и интеллектуально развитым в том числе - можно считать того человека у которого оба полушария работают слаженно. При этом следует подчеркнуть важность активности правого полушария для повышения системности двух полушарий мозга в целом. Правое полушарие отвечает за интуитивную, эстетическую и художественную деятельность, за ориентацию в пространстве, ассоциативное мышление и мгновенную переработку информации). Эффективным средством регуляции системности работы двух полушарий мозга является музыка. Развитие музыкальности (музыкальных способностей, осуществляемое в благоприятный (сензитивный) период дошкольного детства, положительно влияет не только на качество овладения ребенком музыкальной деятельностью, но и на познавательные и личностные процессы в его общем интеллектуальном развитии, поэтому практически каждая современная основная образовательная программа включает в себя образовательную область «Музыка», в том числе и образовательная программа «Детство» ,реализуемая в нашем МАДОУ «Детский сад № 415» С чем же связан феномен стимулирования интеллекта в процессе приобщения ребенка к музыке? Мозг в процессе развития музыкальности (за счёт стимулирования активности правого полушария, отвечающего за интуитивную, эстетическую и художественную деятельность, за ориентацию в пространстве, ассоциативное мышление и мгновенную переработку информации) приобретает такие свойства как пластичность, способность быстрой усвояемости знаковой системы (буква, цифра и т. д., за обработку которой отвечает левое полушарие головного мозга. Развитие правого полушария оказывает активизирующее влияние на левое полушарие. «Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг!»(Соньер) Эффективным средством регуляции системности работы двух полушарий мозга как раз и является развитие музыкальности. Таким образом, приобщая ребенка к музыкальной деятельности, развивая его музыкальные способности, мы не только обеспечиваем ему музыкальное образование, но и оказываем необходимое воздействие на развитие общих интеллектуальных способностей ребенка. В условиях ДОУ воспитанники приобщаются к музыкальной деятельности,познают,обучаются и совершенствуют свои способности в процессе музыкального занятия. Но музыкальное занятие-это не просто НОД, где дети с удовольствием поют,танцуют,играют на музыкальных инструментах,в игровой форме познавая музыкальную деятельность и приобщаясь к искусству Музыки. Прежде всего, наши занятия ориентированы на развитие музыкальной сенсорики, поскольку музыкально-сенсорное развитие является частью общего сенсорного развития ребенка. Развитие музыкально-сенсорных способностей проходит через все виды музыкальной деятельности: восприятие (слушание музыки, исполнительство (пение, танцы ,игра на детских музыкальных инструментах, музыкальное творчество детей. Основные методы, применяемые на наших занятиях-это метод создания проблемной ситуации, поисковый и игровой методы. Непосредственно-образовательную деятельность вместе с педагогом «проводит» игровой персонаж Петрушка-игрушка ручной работы, создающий веселую, легкую и доброжелательную атмосферу на занятии. Играя вместе с Петрушкой,ребята вовлекаются в ситуации поиска и через музыкальные игры с пением,движениями и игрой на музыкальных инстументах,таким образом на практике познают основные свойства музыкальных звуков, учатся вслушиваться, сравнивать, выделять, обобщать их различные свойства. Реализовать задачи музыкально-сенсорного воспитания наряду с основной образовательной программой «Детство» нам помогают следующие парциальные образовательные программы: -Креативная Педагогичкская Технология музыкального образования детей дошкольного возраста «Камертон»,автор д. п. н. Костина Э. П. (Н. Новгород) -Программа «Учусь творить.Элементарное музицирование:музыка,речь,движение». автор к. и. н. Тютюнникова Т. Э (г. Москва) -Технология музыкально-сенсорного развития (авторская технология музыкального руководителя МАДОУ «Детский сад № 415» Сатаевой Н.В. научный руководитель Э. П. Костина) -Педагогическая технология обучения детей игре на детских музыкальных инструментах (авторская технология музыкального руководителя МАДОУ «Детский сад № 415» Сатаевой Н.В. научный руководитель Н.М. Подоплелова ) В группах создана специальная развивающая музыкальная среда, оснащенная играми, пособиями, аудиотекой, музыкальными инструментами.Все наши пособия («Музыкальный конструктор»-кубики разной высоты с ручными знаками, мультикубы по разделам восприятия, исполнительства и творчества, дидактические игры,лото,сенсорные игрушки и многое другое) изготовлены заботливыми руками наших воспитателей в тесном сотрудничестве с музыкальным руководителем и родителями воспитанников.азработана и внедрена в работу система консультирования родителей «Музыкально-сенсорное развитие ребенка в условиях дома и семьи».В настоящее время мы разрабатываем систему презентаций по организации музыкально-дидактических игр,и планируем их активное использование в самостоятельной деятельности детей в условиях ДОУ и семьи. 28 ноября 2016 в 22:42
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.